Историческое просвещение - задача не только школы

12 апреля

Современные музейные экспозиции, формирующие объективное и аргументированное представление о событиях российской истории, должны быть созданы во всех регионах страны, считает генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова.

В начале апреля в Москве прошел III Всероссийский съезд учителей истории и обществознания. Около 500 школьных преподавателей со всей России обсудили с руководителями профильных федеральных министерств, академических институтов, высших учебных заведений проблемы преподавания в школе так называемых "трудных" или "проблемных" вопросов истории, популяризации исторического знания, патриотического воспитания.

Одной из главных тем обсуждения стала опасность политически и идеологически мотивированного переписывания истории. Примеры этого — постоянно предпринимаемые попытки пересмотреть ход и итоги Второй мировой войны, подвергнуть сомнению решающий вклад советского народа в победу над нацизмом. Съезд совпал по времени с развернутой в Польше и не очень понятной для всего цивилизованного мира войной с памятниками советским воинам, павшим при освобождении польской земли от нацизма.

В последнее время на Западе, в Восточной Европе и на постсоветском пространстве советский солдат все чаще представляется как насильник и убийца, пришедший грабить и порабощать "несчастных" европейцев. При этом забываются бесчисленные жертвы, принесенные советским народом ради спасения мира от нацизма: только при освобождении Польши погибли 600 000 советских солдат и офицеров.

Современные польские политики старательно "забывают" о том, что жизни тысяч польских детей были сохранены только благодаря эвакуации в советский тыл уже в начале войны. В разгар Великой Отечественной войны было принято решение об организации польских детских домов (в основном на территории среднеазиатских республик СССР), где обучение велось на польском языке. Только в Узбекистане работало 23 таких учреждения, где воспитывались около 2 тыс. мальчиков и девочек из Польши.

Даже в Германии, которую традиционно приводят в качестве образца покаяния за преступления тоталитаризма, сегодня мы видим не столько признание решающей роли СССР в разгроме нацизма, сколько разговоры о сотнях тысяч немок, изнасилованных советскими солдатами; о грабежах и мародерствах. При этом замалчиваются факты строгого преследования подобных преступлений советскими карательными органами и неизмеримо больший масштаб преступлений, совершенных в отношении гражданского немецкого населения войсками западных союзников.

Кстати, американские ученые до сих пор дискутируют о числе немецких жертв американской армии, поскольку командование армии США не давало точных цифр и всячески уходило от этого вопроса якобы в связи с тем, что в условиях "подвижного фронта и военного хаоса" нет возможности установить, кто именно совершал преступления.

Подобные трактовки истории во многих странах ближнего и дальнего зарубежья уже становятся частью государственной политики. И потому вряд ли стоит рассчитывать на то, что в ближайшее время там будут разделять нашу точку зрения на события Второй мировой войны.

А вот то, что подобные интерпретации находят благодарных слушателей и в России, по-настоящему тревожит. К сожалению, знание истории россиянами, особенно молодежью, оставляет желать лучшего. На встрече с молодыми историками в Музее современной истории России в ноябре 2014 года президент России Владимир Путин назвал незнание современной молодежью истории чрезвычайно печальным и тревожным явлением, "настоящей катастрофой" и "таким провалом в работе государства, который не с чем сравнить".

За прошедшие два года ситуация стала меняться. Об этом свидетельствуют данные, приведенные на съезде главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым: если в 2013 году историю в качестве ЕГЭ выбрали 19 % одиннадцатиклассников, то в 2016-м прогнозируется уже 22%. В этом году историю планируют сдавать 8,5% девятиклассников, тогда как еще год назад таких было меньше одного процента.

Однако историческое просвещение — задача не только школы. Сегодня невозможно популяризировать исторические знания директивно, одними административными методами. Сделать историю доступной и интересной для всех — задача музеев, архивов, библиотек, общественных организаций, родительских сообществ, государственных структур.

Пример успешной реализации этой задачи — открывшийся в конце прошлого года на ВДНХ исторический парк "Россия — моя история", объединивший под одной крышей три мультимедийных выставочных проекта: "Рюриковичи", "Романовы", "Россия — моя история. 1914-1945. От великих потрясений к Великой Победе". Уже за первые дни работы парк посетили десятки тысяч людей.

Очень рада, что Музей современной истории России принял непосредственное участие в подготовке этого чрезвычайно успешного и популярного проекта, доказавшего, что историю можно презентовать в яркой и современной форме. Наверное, было бы правильно не ограничиваться только одной Москвой — подобные современные технологичные музейные экспозиции, формирующие объективное, всестороннее и аргументированное представление о событиях российской истории, особенно ее новейшего периода, должны быть созданы, на мой взгляд, во всех регионах страны.

Ведь сегодня в России нет ни одного крупного государственного музея, в экспозиции которого были бы подробно и на современном уровне отражены ключевые вехи новейшей истории: перестройка, крушение Советского Союза, эпоха 1990-х, не говоря уже о событиях последних 15 лет. Между тем, отсутствие знаний у молодого поколения о нашей недавней истории создает опасность мифологизации 1990-х: уже сейчас мы видим попытки противопоставить эту эпоху всей предыдущей истории страны, представив ее как единственный период свободы и безграничных возможностей для самореализации. Как будто и не было вовсе притеснения русского населения в национальных республиках, чеченской трагедии, грабительской приватизации, "семибанкирщины", разгула бандитизма и многого другого.

"Музей современной истории России работает над проектом об истории России с 1985 года до наших дней. Нашим партнером в этой работе стало МИА "Россия сегодня", фото и видеоархивы которого — ценные свидетельства событий, определявших нашу жизнь в последние 30 лет. Открытие новой экспозиции состоится уже в этом году.